Библиотека

Статьи "Независимых гидов"
Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

О. Е. Кодола Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

Советы гостю Соловков
Соловки: как добраться
Советы гостю Соловков
Советы гостю Соловков

XV век. Основание монастыря


Основание Соловецкого монастыря связано с именами трех православных подвижников: Савватия, Германа и Зосимы. Савватий подвизался сначала в обители Кирилла Белозерского, затем на Валааме. Там же (по легендам) он впервые услышал «...об острове Соловецком на море окиане… бяше же в то время остров оный пуст...». И Савватий направился на Соловки. От жителей беломорского побережья он узнал, что остров «...велик есть, имея в окружности яко сто верст, имат же в себе воды сладкие и езера рыбные, горы же и дебри, леса и боры, и иная к пребыванию человеческому угодья...». У часовни на реке Выг Савватий встретил Германа. Они решили вместе перебраться на Соловки, после чего, дождавшись попутного ветра, пересекли море и летом 1429 года высадились на безлюдном острове. Отойдя от моря «...поприще едино, видеша некое красно близ езера место...» и там «...водрузиша крест и келию себе поставиша...». Это место находится в 13 верстах на север от гавани Благополучия, у губы Сосновой, и сегодня носит название Савватьево. С историей основания скита связана и легенда о названии горы Секирной. Отшельничество монахов продолжалось шесть лет. Жизнь на необитаемом острове вынудила Германа уехать на Онегу «...некоя ради потребы...». Вслед за ним уехал и Савватий, почувствовавший скорое приближение смерти. Он скончался на берегу и был погребён в 1435 году возле селения Сорока (ныне - город Беломорск).
В 1436 году, через год после смерти Савватия, Герман познакомился в Суме с палеостровским пострижеником Зосимой и рассказал ему «...о преподобном Савватии подробну, и острове оном возвести ему...». Выслушав Германа, Зосима решил пойти по стопам Савватия. Герман поддержал это решение. На этот раз монахи выбрали для своего поселения другое место – берег бухты, получившей название «гавани Благополучия», «...идеже морстии пловцы от обуревания покой и тишину имеют...». Слух об основании новой пустыни распространился по всему Беломорью. К Зосиме и Герману начала собираться братия. 
герман_савватий.png

Это официальная версия, основанная на «Житии соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы» – литературном произведении, имевшем большую популярность. Интересно, что оно создавалось на протяжении XV-XVI веков целым коллективом авторов. Перед смертью неграмотный Герман попросил монахов записать его рассказы, через двадцать лет эти материалы использовал игумен Досифей, целью путешествий которого было и написание «Жития», и консультации у известных авторов того времени – Максима Грека и Льва Философа, приложивших руку к созданию «Жития». Это литературное произведение, отвечающее моде своего времени, было прилично «растиражировано» – сохранилось большое количество его списков. Зосима и Савватий.

К сожалению, любая «официальная версия», каковой и является «Житие», грешит излишней «облизанностью»: в процессе церковной редакторской правки ненужное удаляется, вносится множество изменений, полутона исчезают, и мы получаем схематичный лубок. И потому при чтении «Жития» возникает ряд вопросов:
1.  Почему «остров оный пуст», если его активно используют племена чуди, корелов, саамов?
2.  Почему Савватий и Герман, бывавший ранее на островах, первоначально выбрали не самое удобное место, каким является гавань Благополучия?
3.  Почему Герман и Зосима основывают монастырь на новом месте, бросая скит, обустроенный Савватием и Германом?Соловки. Савватиево. Конец XIX века.

Эти вопросы, не находя своих ответов при чтении «Жития», вызывают к жизни следующие логические цепочки:
1.  Легенда «оный остров пуст» очень похожа на примитивное оправдание принадлежности островов. То, что острова приналежали корельскому роду Тойвутовых в монастырской истории даже не упоминается.  
2.  Герман и Савватий  выбрали местность у Сосновой губы потому, что бухта Благополучия была занята. Там – «морстии пловцы»: стоянка и, скорее всего, святилище. Ведь беломорское население – чудь, корелы, саамы – язычники. К тому же, Савватий едет отшельничать, а не проповедовать.
3. Зосима выбирает бухту Благополучия по той же причине, по какой Савватий от неё отказался: в бухте живут люди. Зосима – проповедник, и идти в заселённые места – его прямая задача.

Соловецкий монастырь.

Возможно, время основания соловецкого монастыря действительно нужно отсчитывать от поселения Зосимы, а не Савватия. Кто знает? Три разных персонажа истории: суровый аскет и подвижник Савватий, организатор и проповедник Зосима, и между ними – загадочный проводник Герман. Любопытна история канонизации «соловецких чудотворцев»: и здесь Герман явился проводником – именно он сподвиг монахов соловецкого монастыря записать его рассказы о Савватии и Зосиме. Их канонизировали в 1547 году, через 68 лет после смерти сподвижника Савватия и вдохновителя Зосимы – неграмотного проводника Германа. Может ли так быть, что основание монастыря – идея Германа? Соловецкая троица.

Так или иначе, но после смерти основателей монастырь обживался. Монахи рубили дрова и варили соль, закладывая будущий фундамент экономической мощи монастыря. Первые два игумена, присланные из Великого Новгорода, не выдержали тягот соловецкой жизни и сбежали (или были изгнаны?), а появление третьего – Ионы – ознаменовано грамотой Марфы Борецкой, дарящей острова монастырю. При этом мало кто обращает внимание на такую странность: еще недавно острова принадлежали корелянке Ховре Тойвутовой, а тут их вдруг дарит Марфа Борецкая. Чем-то эта старая история неуловимо напоминает новую – передел собственности.) Между прочим, внесение антиминса (церковный обряд, предшествующий освящению церкви) по времени своего проведения приблизительно совпадает с потоком дарственных, данных, купчих и закладных, пролившихся на монастырь. Грамота Новгорода, о передаче Соловков с печатями новгородских концов.

Страна Соловки. Колычев и расцвет монастыря

Кодола О.Е. «История Соловецкого архипелага». Купить в электронном или печатном виде.


Назад в раздел

Библиотека

Г. А. Богуславский, Острова Соловецкие
Г. А. Богуславский

Г. А. Богуславский, Острова Соловецкие

1966

>>Скачать

Адамс Клемент, Открытие царства Московии по Северо-восточному пути
Адамс Клемент

Адамс Клемент, Открытие царства Московии по Северо-восточному пути

>>Скачать

Абрамов, Описание Березовского края
Абрамов

Абрамов, Описание Березовского края

1857

>>Скачать

Все книги